Качество медицинской помощи является одним из наиболее распространенных объектов изучения, в котором сформировалось три подхода:
- оценка (экспертиза) качества медицинской помощи;
- контроль качества медицинской помощи;
- всеобщее обеспечение качества (управление качеством, менеджмент качества) медицинской помощи.
Вопросы оценки и контроля качества медицинской помощи отражены в законодательных актах, приказах Минздрава России, Федерального фонда ОМС, Федеральных служб и агентств.
При обеспечении качества медицинской помощи в настоящее время внедряется методология управления – менеджмента, этим процессом.
Принципами менеджмента качества, изложенными в международном стандарте ISO 9001:2015 являются:
- Ориентация на потребителя (пациента) – потребности пациента определяют вектор развития системы менеджмента качества.
- Лидерство руководства – активное участие и управление высшего руководства организацией.
- Вовлечение работников учреждения – участие всех работающих в процессе руководства и обеспечения качества. При этом квалификация и компетентность персонала являются важнейшим элементом управления качеством, а командная работа является средством формирования и достижения единых целей.
- Процессный подход – все достигаемые результаты появляются в процессе, движущей силой которого, являются потребности и ожидания пациента.
- Системный подход – желаемые результаты достигаются с помощью оптимального использования ресурсов.
- Постоянное улучшение – менеджмент качества подразумевает постоянную оценку качества, планирование и воздействие на все элементы процесса достижения результата.
- Принятие решений, основанное на фактах – стремление к научному обоснованию решений и рекомендаций, основанных на сборе и анализе объективных данных.
- Рациональное использование имеющихся ресурсов.
Международный стандарт ISO 9001:2015 устанавливает требования к системам управления качеством и является единственным стандартом, в соответствии с которым может быть проведена сертификация. Он может быть использован различными организациями, вне зависимости от сферы деятельности.
Указанный стандарт в медицинской деятельности регламентирует и подвергает анализу процесс оказания медицинской помощи, который характеризуется следующими признаками:
- результативность – степень достижения желаемого результата оказания медицинской помощи с учетом современного уровня развития медицины;
- рациональность – частота применения отдельных доказано полезных медицинских технологий при конкретных заболеваниях, в конкретных клинических ситуациях;
- безопасность – оказание помощи без существенного риска для больных (польза от помощи должна превышать риск неблагоприятных побочных явлений);
- экономическая эффективность, экономичность – приемлемое соотношение затрат и результатов;
- доступность – возможность получения объективно необходимой медицинской помощи независимо от места проживания или пребывания;
- своевременность – оказание помощи в оптимальные или установленные сроки с тем, чтобы состояние больного и прогноз не ухудшились в связи с отсроченным оказанием помощи.